Skip to content Skip to left sidebar Skip to footer

Дополнительные сведения ДС

Условия в образовательной организации для обучения детей с особыми образовательными потребностями

С 2015 года школа начала работу по созданию инклюзивной образовательной среды.

В рамках реализации инклюзивного образования создана модель персонифицированной образовательной среды школы и организована система служб: психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогическая и психолого-педагогический консилиум. Выделены специалисты, наделённые полномочиями: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед. Работа осуществляется через тесное взаимодействие всех служб и специалистов на основе нормативно-правовой базы школы (программы, планы работы, графики, локальные акты, методические рекомендации). Цель психолого-педагогического сопровождения: сделать доступным образование каждого ребенка с его уникальными возможностями и индивидуальными особенностями.

Задачи: предоставление непрерывной комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями; развитие социальной и коммуникативной компетентности для успешной социализации ребенка с ОВЗ; принятие ребенка с ОВЗ как равного всеми участниками образовательных отношений.

Педагог-психолог, учитель-логопед и социальный педагог школы организуют систему диагностики по выявлению особых потребностей для детей с ОВЗ, составляется банк данных, организуется система индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся: подбор программ, соответствующих их уровню развития на основе решения ПМПК, составление индивидуальные коррекционно-развивающих программ, индивидуальных учебных планов, индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности, индивидуальных программ реабилитации и адаптации инвалидов.

Для успешного включения детей с ОВЗ в школьную жизнь включена работа с родителями, в которую вошли родительские лектории, собрания. Большое значение уделяется поддержке семьи, которая осуществляется через службу психолого-педагогического сопровождения (СППС) Огромное значение уделяется системе занятий, которые осуществляют педагоги и специалисты психолого-педагогической службы школы. Большое значение для образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ имеет воспитательная система. Участие детей с ОВЗ в мероприятиях с учётом их возможностей и интересов: общешкольные праздники, методические недели и т.д.

Для создания комфортных условий в образовании детей с ОВЗ в школе выстроена система мероприятий по формированию толерантности: социальных проектов, классных часов, общешкольных линеек, акций.

Паспорта доступности объекта

В школе созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного входа и выхода детей с недостатками физического и психического развития в здание школы, их пребывания и обучения здесь. В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в школе созданы пандусы.

Обеспечивая возможность самостоятельного передвижения по зданию школы, полы имеют безопасное покрытие. В кабинетах школы также предусмотрены полы со специальным покрытием.

Территория, прилегающая к зданию, имеет прочное асфальтовое покрытие, позволяющее добраться до здания и попасть внутрь. В школе имеется надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Оборудован тамбур и внутренние пандусы, обеспечена достаточная ширина дверных проемов для входа в здание и для движения по зданию школы беспрепятственно.

Зоны целевого назначения здания школы: кабинеты первого этажа школы, спортивный зал, столовая также имеют беспрепятственные входы и пути перемещения для лиц с ОВЗ. Санитарно-гигиенические помещения (туалеты) оборудованы с учетом определенных потребностей школьников.

Проведена работа по адаптации официального сайта школы для лиц с нарушением зрения (версия для слабовидящих). Предусмотрено бесплатное предоставление учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

В школе в полной мере обеспечивается участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

В целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, в соответствии с п. 7 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» в школе проведено обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составлен паспорт доступности объекта.

Паспорт доступности объекта содержит краткую характеристику объекта и предоставляемых на нем услуг, оценку соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов, оценку соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов, а также управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно паспорту доступности объекта школа имеет следующие категории обслуживаемых инвалидов: инвалиды, передвигающиеся на коляске, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями умственного развития, с нарушениями слуха и зрения. Анализ паспорта доступности объекта позволяет делать вывод об условной доступности (ДУ) пути следования к объекту. Адаптированного пассажирского транспорта к объекту не имеется. В школе обеспечены условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту, поручни, пандусы, доступные входные двери группы, оснащенные специальной кнопкой вызова, санитарно-гигиенические помещения, достаточная ширина дверных проемов в стенах. Общее состояние доступности основных структурно-функциональных зон оценено как доступное частичное всем (ДЧ-В): территория, прилегающая к зданию, вход в здание, пути движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации), зоны целевого назначения здания, санитарно- гигиенические помещения, система информации и связи, а санитарно-гигиенические помещения доступно полностью всем (ДП-В).

Уровень обеспечения доступности услуг для инвалидов оценен как положительный.

Все педагогические работники школы прошли инструктирование для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из 57 педагогических работников школы 50 человек (88%) имеют курсовую подготовку позволяющие осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, а учитель специально-коррекционного класса имеет профессиональную переподготовку по специальности педагог – дефектолог.

Все детей-инвалиды, обучающиеся в школе получают дополнительное образование. 100% детям-инвалидам школы созданы условия для получения качественного общего образования.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В образовательной организации разработаны программы для работы с детьми с ОВЗ:

1.Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1), рассмотрено на Совете школы протокол от 31.08.2016 № 6

2.Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования учащихся с задержкой психического развития, рассмотрено на Совете школы протокол 31.08.2020 № 5

3.Адаптированная основная общеобразовательная программа с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассмотрено на Совете школы протокол от 29.08.2017 № 3

4.Адаптированная основная общеобразовательная программ основного общего образования, учащихся с расстройствами аутистического спектра, рассмотрено на Совете школы протокол от 31.08.2020 № 5.

5.Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития педагога – психолога (вариант 7.1), рассмотрено на Совете школы протокол от 31.08.2016 № 6

6.Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования педагога-психолога, рассмотрено на Совете школы протокол 31.08.2015 № 3

7.Адаптированная основная общеобразовательная программа с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) педагога-психолога, рассмотрено на Совете школы протокол от 29.08.2017 № 3

8.Адаптированная основная общеобразовательная программ основного общего образования учащихся с расстройствами аутистического спектра педагога-психолога, рассмотрено на Совете школы протокол от 02.09.2019 № 3.

Материально-техническое обеспечение

1.Интерактивный комплекс – 3
2.Логопедический тренажер – 1
3.Портативная информационная индукционная система «Исток А2» – 1
4.Логопедический стол – 1
5.Световой стол для рисования песком – 2
6.Зеркало поворотное 2
7.Стол рабочий для инвалидов колясочников – 1
8.Информационный знаки – 5
9.Кнопка вызова, антивандальная всепогодная – 1
10.Стационарный приемник -1
11.Кнопка вызова со шнурком -1
12.Волшебный сундучок (развитие моторики, слогосложения) – 2
13.Информационный терминал настенный -1
14.Пандус телескопический трехсекционный с противоскользящей поверхностью – 1
14.Пандус складной для спортзала MR 607-7 – 1
15.Пандус для перекатывания TR 101-98×80 – 1
16.Документ камера ЕZ-500 – 3
17.Телефон с большими кнопками с накладкой на кнопки со шрифтами Брайля – 2
18.Принтер Epson L800 со встроенной СНПЧ (без чернил) – 2
19.Чернила INKSYSTEM серии Е для L800, 100мл (комплект – 6 цветов) – 2
20.Насадка на унитаз TN-755 с крышкой и откидным поручнем – 1
21.Видеоувеличитель – 1
22.Демонстрационный материал « Веер гласных и согласных», «Транспорт», «Мягкий пазл» – 13
23.Дидактический материал «Волшебный мешочек» – 1
24.Тактильная дорожка (семь элементов) – 1
25.Мат «Ромашка» – 1
26.Коврик массажный – 1
27.Полукольцо – 1
28.Скат – 1

Кадровое обеспечение

Педагогический коллектив школы состоит из 57 учителей. Из них 1 педагог-психолог, 1 социальный педагог, 1 учитель-логопед, которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь учащимся. По квалификационному составу педагоги имеют высшую квалификационную категорию – 31 педагог, первую категорию – 17 человек, соответствие занимаемой должности – 1 человек. Без категории – 8 человек (молодые специалисты и учителя, у которых стаж работы не превышает 3 года).

Сетевые формы взаимодействия

Школа взаимодействует с ГБУ РБ Юго-Западный межрайонный центр «Семья»; медицинское обслуживание учащихся осуществляется по договору с ГБУЗ РБ «Детская больница № 4» г. Стерлитамак РБ. Образовательная организация оснащена медицинским и стоматологическим кабинетами, с имеется фельдшер для оказания медицинской помощи. Центр внешкольной работы «Надежда», Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, Русский драматический театр, Башкирский драматический театр, Городской Дворец пионеров, Городской Дворец культуры, Модельная библиотека – филиал № 3 -информационно-культурный центр «Мастерская искусств».

Психолого-педагогическое сопровождение

Для обеспечения оптимальных условий детям с трудностями в обучении, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития, состояния соматического и нервно-психического здоровья в школе работает психолого-медико-педагогический консилиум. Работа строится по следующим направлениям:

1.Своевременное выявление и комплексное обследование школьников, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии трудности в обучении и школьной адаптации с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.

2.Обследование школьников с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями и уровнем развития.

3.Диагностическая и коррекционная работа с учащимися в системе коррекционно-развивающего обучения в школе.

4.Разработка рекомендаций для всех служб школы с целью обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.

5.Выбор оптимальной программы при отсутствии положительной динамики в обучении, решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или консультация в ЗПМПК.

6.При положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции в классы, работающие по основным образовательным программам.

7.Профилактика перегрузок, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

8.Организация взаимодействия между педколлективом школы и специалистами, участвующими в консилиуме.